История предприятия Кемеровское ПАТП №3 (АО «КТК»)
В конце 70-х годов прошлого века в связи с интенсивным жилищным строительством Заискитимской части города Кемерово и ростом потребности населения в пассажирских перевозках администрацией города Кемерово совместно с руководством Кемеровской автоколонны 1237 было принято решение о строительстве гаража-стоянки для автобусов на улице Волгоградской. В июне 1979 года решением Администрации г. Кемерово на улице Волгоградской была отведена площадка под строительство филиала автоколонны 1237 в Ленинском районе. Работы по строительству возглавил директор автоколонны Александр Ильич Перфильев. Под руководством Перфильева А.И. с лета 1979 года по 1982 год были построены два стояночных бокса на 100 автобусов каждый, теплотрасса, водопровод, временная диспетчерская, столовая, заправка и установлено ограждение территории.
В 1982 году возникла необходимость реорганизации филиала в самостоятельное предприятие из-за быстрого роста Ленинского района.
1 июля 1982 года приказом № 177 от 02.12.1982 года Минавтотранса РСФСР и приказом № 347 от 09.06. 1982 года Кемеровского транспортного управления на базе существующей площадки создано новое автотранспортное предприятие – Кемеровское ПАТП №3. Директором был назначен Алексей Васильевич Ашмаров,
В состав предприятия в то время входило 3 автоколонны насчитывающих 242 автомобиля. Численность персонала составляла 474 человека, в том числе, 354 водителя.
Автобусный парк состоял из 200 автобусов ЛИАЗ – 677, 9-ти автобусов ЛАЗ-695, 10-ти автобусов Икарус-260 и 3-х автобусов ПАЗ-672.
В 1983 году предприятию было выделено 3 автобуса большой вместимости Икарус-280.
Развитие предприятия под руководством А.В. Ашмарова шло наиболее интенсивно. Алексей Васильевич Ашмаров продолжил строительство новых и расширение действующих зданий и сооружений, однако в период перестройки строительство было свернуто.
В 1986 году было начато строительство ремонтной зоны, здание было отстроено, однако оборудование цехов, системы вентиляции и другие коммуникации из-за отсутствия средств не было завершено.
К 1989 году построили ремонтные мастерские, административное здание, здравпункт и очистные сооружения.
Кроме того, расширили действующую заправку, и приступили к строительству механической мойки автотранспорта.
Численность работников ПАТП-3 составляла 474 чел. Предприятие обслуживало 12 городских маршрутов: №№ 15,16,17,18,19,22,23,24,25,26,27 и 81, которые соединяли жилые микрорайоны с деловым центром города и промышленной зоной.
В первые годы перестройки, когда пассажирский транспорт вместе со всей страной переживал очень тяжёлые времена, предприятие возглавляли Михеев Александр Фёдорович и Стоцкий Юрий Михайлович (директор предприятия с 1990 года по август 1998 года).
В 1992 году общественный транспорт в городе Кемерово стал муниципальным, и было создано Управление единого заказчика транспортных услуг (УЕЗТУ).
Изменилась система финансирования муниципальных предприятий: основным критерием работы стало количество выполненных машино–часов на линии.
Так как КПАТП–3 обслуживало только низкодоходные городские перевозки, не имея ни рентабельного пригорода, ни межгорода, то при новой системе финансирования оно быстро пришло к экономическому краху. Огромные долги по зарплате, перед поставщиками и в бюджет, привели к смене руководителя.
В сентябре 1998 года директором предприятия был назначен Виктор Николаевич Мартыненко (директор предприятия с сентября 1998 года по апрель 2013 года), который взял курс на увеличение собственных доходов. Главная ставка была сделана на развитие в предприятии маршрутных такси.
Кемеровское ПАТП-3 значительно увеличило объёмы перевозок, особенно на маршрутных такси и пригородных садовых маршрутах.
Проведена реконструкция существующих и построены новые цехи, участки и социально-бытовые объекты.
Введены в эксплуатацию моторный и клепальный цехи, механический и инструментальный участки, центральный склад и прачечная. Построено дополнительно 5 постов текущего ремонта автобусов ПАЗ, оборудованных смотровыми канавами и гидравлическими подъёмниками.
Проведён капитальный ремонт здравпункта и комнаты отдыха водителей, административно – бытового здания.
Наряду с выполнением основной задачи по перевозке пассажиров и развитию материально – технической базы, предприятие помогало решать насущные проблемы города.
Так, когда в 2000 году остро встал вопрос доставки продуктов питания в школы и детские дошкольные учреждения города грузовыми специализированными автомобилями, КПАТП — 3 взяло на себя и эту задачу. Предприятие принимало непосредственное участие в реализации Федеральной программы «Здоровое питание», направленной на укрепление здоровья школьников города Кемерово.
В июне 2001 года, в связи с непростой ситуацией, сложившейся в трамвайно–троллейбусном предприятии, в состав КПАТП — 3 было передано троллейбусное депо, материально–техническое состояние которого требовало принятия кардинальных и неотложных мер.
В кратчайшие сроки была восстановлена система отопления, размороженная в начале зимы, реконструирован участок мойки троллейбусов, введено помещение новой диспетчерской, столовой. Капитально отремонтированы 3 смотровые канавы, бытовые помещения, системы вентиляции, электро – и водоснабжения.
Большим достижением стало введение цеха капитального ремонта подвижного состава, в котором, впервые в Кузбассе, из запасных частей была организована сборка троллейбусов. За 5 лет было собрано 15 троллейбусов.
Выполнен большой объём работ по ремонту крыш, благоустройству и асфальтированию территории. Разбит сквер около троллейбусного депо.
Осуществлён пуск нового троллейбусного маршрута № 12.
В 2006 году троллейбусное депо было передано в состав Кемеровской электро–транспортной компании и спасибо Евгению Александровичу Швецову за то, что он не только сохранил, но и преумножил построенное и достигнутое нами.
За 2002 – 2005 годы предприятием по договорам лизинга и за счёт банковских кредитов было приобретено 30 автобусов ЛИАЗ – 5256, 8 троллейбусов и 79 автобусов ПАЗ – 3205.
Администрацией города и области выделено 20 троллейбусов и 19 автобусов НефАЗ – 5299.
Численность работающих в предприятии составляла 1,7 тыс. человек, в том числе более 800 водителей.
Автобусами, троллейбусами и маршрутными такси ежегодно выполнялось более 900 тыс. машино – часов. КПАТП — 3 обслуживало 55 автобусных и троллейбусных маршрутов.
Транспортный парк насчитывал почти 500 единиц подвижного состава, из них: более 300 автобусов и 90 троллейбусов обслуживали городские и пригородные маршруты.
С целью улучшения экологической ситуации в городе и сокращения затрат на перевозки, выполнен большой объём работ по переводу транспорта на газовое топливо. Газобаллонное оборудование было установлено на 85 автобусов и 16 грузовых автомобилей.
Вместе с выполнением производственных задач, КПАТП — 3 принимало непосредственное участие в развитии спорта, поддержке культуры и молодёжной политики города.
Активная помощь хоккейной команде «Кузбасс», творческому коллективу «Играй гармонь», танцевальному ансамблю «Фиеста» и ряду других коллективов позволили им добиться значительных высот в своей деятельности.
Всё это находило понимание и поддержку со стороны областной и городской администрации. Особенно ощутимо они проявились в очень сложное для предприятия время – после пожара, произошедшего 9 марта 2005 года.
Стабильная и разносторонняя работа КПАТП–3, наряду с положительной стороной, имела для нас и отрицательную сторону. Так как во всех городах маршрутные такси принадлежали частным перевозчикам и доходы от них шли в частные руки, то и в Кемерово такой вариант для кого – то был привлекательным. Поэтому стали появляться газетные публикации, направленные на дестабилизацию обстановки в коллективе, посыпались анонимные жалобы во всевозможные инстанции, сфабрикованы судебные иски и, в конце концов, произошло самое страшное – пожар.
Несмотря на то, что в предприятии, одном из немногих, была установлена автоматизированная система пожаротушения, стихия огня была такой силы, что её невозможно было предотвратить. Сгорело 73 автобуса и стояночный бокс. Виновники пожара до сих пор не найдены, но примечательно, что чуть ранее аналогичные пожары произошли в Красноярском крае, Иркутской области и других регионах.
Однако, даже в этой, крайне тяжёлой ситуации предприятие выжило, и уже на следующий день работало в обычном режиме. В кратчайшие сроки силами ПАТП – 3, при помощи средств областного и городского бюджетов были закуплены новые автобусы, и восстановлено сгоревшее здание для стоянки автобусов.
В последующие годы, несмотря на тяжёлое финансовое положение, хронический дефицит бюджетных средств, увеличение налогового бремени, предприятие продолжает работать стабильно, выполняя непростую задачу по транспортному обслуживанию населения города, и даже расширять сферу своей деятельности. В апреле 2005 года автобусы ПАТП – 3 начали работать в пос. Кедровка, который был присоединён к городу.
Постоянно обновляется парк автомобилей: за счёт кредита банка приобретено 10 автобусов китайского производства МД – 6750, на средства областного и городского бюджетов – 16 автобусов ЛИАЗ – 6212; 22 автобуса НефАЗ – 5299, 5 автобусов Хёндай – Кантри и 7 автобусов МАЗ – 105.
Много внимания уделяется качеству обслуживания пассажиров. ПАТП – 3 впервые в Кузбассе стали использовать в автобусах мультимедийные установки для того, чтобы пассажиры могли не только доехать туда, куда им необходимо, но и узнать много нового и интересного. Кроме того, автоинформаторы, без которых пассажиры сейчас не представляют своей поездки, впервые стали использоваться на транспорте ПАТП — 3.
Ежегодно осуществлялся комплекс мер по совершенствованию технологических процессов, улучшению условий труда и быта работающих, ремонту зданий и сооружений, благоустройству территории. Условия труда и безопасность пассажиров являются приоритетными в работе предприятия.
Именно поэтому большое внимание уделяется вопросам безопасности дорожного движения. Оборудован класс, где проводятся занятия с водителями, отвечающий всем современным требованиям. Проводятся регулярные рейды, направленные на предотвращение нарушений на линии.
Результатом этой работы стало снижение количества дорожно- транспортных происшествий, совершаемых водителями АТП – 3. Кроме того, предприятие пять раз завоёвывало призовые места в городском и региональном конкурсах профессионального мастерства. Водитель автобуса Александр Зятнин стал победителем Всероссийского конкурса профессионального мастерства водителей общественного транспорта, проходившего в городе Красноярске в сентябре 2012 года.
Но, даже работая в очень сложных финансовых условиях, предприятие стремилось сохранить память о тех автомобилистах, которые внесли неоценимый вклад в создание и развитие автомобильного транспорта города и области. Поэтому в 2007 году рядом с ПАТП–3 была заложена аллея Автомобилистов в честь заслуженного работника автомобильного транспорта Михаила Фёдоровича Федотова, почётного гражданина Кемеровской области. На ней высаживаются именные кедры или, как говорил Михаил Фёдорович, «кедрушки».
В столовые предприятия постоянно проводятся праздники, отмечаются юбилеи и, к сожалению, поминальные обеды заслуженным работникам автомобильного транспорта.
В мае 2012 года на территории Детского сада № 106 по адресу пр. Ленинградский 23 «г» по инициативе и при активном участии ПАТП–3 был оборудован и открыт «Дворик Перфильева», в честь Почётного гражданина города Кемерово Александра Ильича Перфильева — основоположника и организатора автомобильных пассажирских перевозок в городе Кемерово.
Коллектив предприятия принимает активное участие в общественной жизни города и Ленинского района.
Участвует в праздновании дня Победы, дня Города, дней Защиты от экологической опасности (в 2012 году заняли 3-е место среди предприятий города), общегородских субботниках и других мероприятиях.
За период с 2000 по 2012 годы ПАТП–3 десять раз становилось победителем ежеквартального конкурса «Лучшее предприятие пассажирского транспорта города Кемерово».
Оно является попечителем Детского дома № 2, кроме того ему неоднократно присваивались почётные звания «Благотворитель года» и «Гарант добрых дел».
Для того, чтобы и в дальнейшем сохранить стабильность предприятия и возможность помогать городу в реализации социальных проектов, ПАТП — 3 постоянно работает над повышением собственных доходов и снижением расходов.
Для экономии затрат на горючее была приобретена и используется установка для модификации дизельного топлива, которая позволяет работать зимой на летнем дизтопливе.
В цехе капитального ремонта не только осуществляется ремонт автомобилей ПАТП – 3, но и сторонних предприятий и организаций.
Высвобождающиеся площади используются для сборки мебели и других видов деятельности.
В 2010 году смонтирована диагностическая линия для автомобилей, проведён ремонт помещения и в 1 квартале 2012 года запущен цех диагностики автомобилей. Он позволяло своевременно выявлять неисправности своих автомобилей и оказывать соответствующие услуги сторонним организациям и частным лицам.
Но основные надежды предприятия связаны с развитием автомобильного транспорта, работающего на газовом топливе. Данному вопросу в то время уделяется очень большое внимание на государственном уровне. В Госдуму внесён проект Федерального Закона «Об использовании газомоторного топлива».
Как отметил Владимир Владимирович Путин, «Если нас всерьёз заботит стабильность топливного рынка, рентабельность автомобильных перевозок, здоровье населения крупных городов, будущих поколений; если мы всерьёз говорим о необходимости инновационного развития, то использование природного газа в качестве моторного топлива является критерием искренности наших намерений и нашей профессиональной состоятельности».
В 2011 году АТП — 3 было включено в пилотный проект Администрации Кемеровской области по переводу общественного транспорта на газовое топливо. Реализация этого проекта в городе Кемерово и концентрация городского общественного транспорта на одной территории позволо в 2 раза сократить затраты на топливо для общественного транспорта. Годовой экономический эффект составит около 150 млн. рублей.
Коллектив предприятия насчитывал более 700 человек. Его парк составляли 323 автобуса, из них 150 – маршрутные такси; 66 грузовых автомобилей.
С августа 2014 года ОАО «Автотранспортное предприятие № 3» прекратило свое существование, а на его базе было организованно Открытое акционерное общество «Кемеровская транспортная компания».
В январе 2018 года на базе ОАО «КТК» было организовано АО «КТК»: в него перешли работники ОАО «КТК» и ОАО «Кемеровского ПАТП №1».
С декабря 2018 года предприятием АО «КТК» руководит генеральный директор Михаил Петрович Кошелев. Возглавляемый им коллектив успешно справляется с выполнением поставленных задач по обеспечению населения пассажирскими перевозками.
Под его постоянным вниманием находятся вопросы повышения заработной платы и ее своевременной выдачи.
Особое внимание уделяется улучшению условий труда и отдыха трудящихся. Производятся реконструкции цехов, механической мойки автотранспорта, проездных ворот ОТК и пр. Особое внимание и четкий контроль Кошелева М.П. направлен на обеспечение работников средствами индивидуальной защиты и соблюдение норм охраны труда.
Кошелев М.П. один из немногих в области руководитель пассажирского предприятия, использует любую возможность привлечения работников на предприятие с целью минимизации нехватки кадрового водительского состава. Так, для переобучения водителей на категорию «Д» из вновь принятых работников или уже работавших на предприятии в 2019 году было затрачено из средств предприятия 424 000 руб., в 2020 году — 321 000 руб.
На 2021 год автобусный парк АО «КТК» составлял 320 единицы транспорта: 291 автобус, 16 ед. грузовых автомобилей и 8 ед. спец техники, 5 легковых автомобилей. АО «КТК» выполнял 61% всех автобусных городских перевозок областного центра, обслуживал 61 городской маршрут, 17 школьных маршрутов. Ежедневно 217 автобусов перевозили 100 тысяч пассажиров.
Производственная база АО «КТК» расположенная на территории площадью более 107 000 м2 представляет собой комплекс зданий и сооружений необходимых для бесперебойного функционирования компании, это и гаражи-стоянки, вмещающие более 350 единиц подвижного состава; производственный комплекс авторемонтной мастерской общей площадью 7 450 м2, где сконцентрированы все цеха и участки по ремонту автобусов. Круглосуточная работа авторемонтных мастерских позволяет осуществлять весь спектр, плановых технических обслуживаний, текущего и капитальных ремонтов подвижного состава компании.
39 человек были награждены Почётными грамотами Министерства транспорта и Благодарностями Министра транспорта Российской Федерации.
Областные и городские награды получили 219 работников предприятия. В том числе 5 человек награждены медалью «За особый вклад в развитие Кузбасса» III и II степени.
45 человек — медалью «За служение Кузбассу» и 8 человек награждены Бронзовым знаком «За заслуги перед городом Кемерово».
Главным показателем профессионального мастерства водителя является награждение его знаком «За работу без аварий» всех трёх степеней. В АО «КТК» 137 человек имеют эту высокую награду.
Водители КТК настоящие профессионалы своего – они это доказывают в ежедневной работе, а также и при участии в соревнованиях профессионального мастерства среди водителей предприятий пассажирского транспорта городского, областного и регионального уровня. Наши ребята неоднократно доказывали уровень своего мастерства, и результат – призовые места в соревнованиях по профмастерству в личном и командном зачете:
Вклад ребят неоценим, они создают престиж и повышают статус профессии водителя, а также повышают статус предприятия в целом – профессионалы своего дела могут работать только в высокопрофессиональном коллективе. Все ребята имеет награды за безаварийную работу, Благодарности от администрации города и Кузбасса.
В настоящее время нынешние работники АО «КТК» знают, помнят, и чтут историю предприятия. Его достижения, трудовые подвиги и делают все возможное для дальнейшего роста и процветания, стабильной работы и воспитания настоящих профессионалов транспортной отрасли Кемерово и Кузбасса.